Ремонт является неотъемлемой составляющей эксплуатации любой техники, поскольку любому прибору свойственно со временем ломаться. Прежде чем обратиться за помощью к специалисту либо выбросить пришедшее в негодность устройство, вполне можно попробовать разобраться в причине поломки и попробовать отремонтировать пылесос самостоятельно.
Устройство пылесоса
Возможность произвести ремонт пылесоса своими руками кроется в его простой конструкции.
Всего выделяется три основных типа приборов:
- с сухим пылесборником-мешком;
- с аквафильтром (воздушно-водяным туманным фильтром);
- с несменным пылесборником-циклоном (стационарным).
При этом модель любого типа состоит из следующих базовых компонентов:
- главный корпус, где установлен двигатель, пылесборник и система фильтрации;
- узел для сбора пыли (мешок, резервуар);
- система транспортирования мусора (шланги, насадки).
Также, независимо от типа пылесоса, в комплект поставки обычно включены шланги, переходники и насадки, которые также подвержены износу и поломке в процессе работы, как и двигатель.
Далее мы отдельно рассмотрим устройство двигателя.
Конструктивные особенности двигателя
За системой фильтрации располагается вентилятор тангенциального типа. Лопасть закрыта крышкой, элемент изготовлен в виде алюминиевых изогнутых перегородок между парой металлических плоскостей. Так образуются замкнутые каналы. Сам двигатель охвачен кожухом из пластмассы, в котором проделан выходной тракт воздушного потока.
Графитные (углеродные) щётки закрепляются в шахтах. Если имеется необходимость, то детали можно заточить и подогнать по размеру, чтобы они стали по месту. Каждая щётка прижата пружиной, по которой поступает электрический ток. Углерод имеет длительный срок службы и будет работать, пока полностью не износится. При этом, рекомендуется очищать медный коллектор.
Вал прикрепляется к статору с помощью двух подшипников разного размера (передний — большой, задний — маленький). Эта особенность предусмотрена для облегчения разборки двигателя. Подшипники оснащены пыльниками, которые можно осторожно снимать с помощью отвёртки для смазки.
Общие правила разборки пылесоса
Если вы заметите один из нижеприведённых признаков при работе устройства, то следует задуматься о поломке одного из конструктивных компонентов:
- Сниженная мощность всасывания.
- Изделие не собирает мелкий сор.
- В процессе эксплуатации появляется неприятный запах.
- Сильный шум и вибрация.
- Невозможность отрегулировать обороты двигателя.
- Проблемы со шнуром.
- Дым, возгорание, замыкание.
- Работа время от времени, искрение коллектора.
Основные неисправности пылесоса
Как и любой другой вид бытовой техники, пылесосы имеют наиболее характерный для них перечень неисправностей:
- Загрязнение системы фильтрации.
- Дефект двигателя или повреждение его обмотки.
- Повреждение шланга.
- Износ подшипников ротора и электрических щёток.
- Ослабление либо выпадение винтов крепления.
- Обрыв питающего провода.
- Смещение крыльчатки.
Распознать вид неисправности помогут соответствующие специфические признаки, которые мы рассмотрим далее.
Диагностика неисправностей
В подавляющем большинстве случаев причина неисправности заключается в выходе из строя мотора. Это может произойти абсолютно с каждой моделью любого производителя. Главным признаком неправильной его работы является чрезмерный шум и образование пылевого облака. Также поломка двигателя прямым образом отражается на всасывающей силе устройства.
Слабая мощность всасывания или её отсутствие также могут говорить о неисправности шланга. Также свидетельством нарушения герметичности шланга может служить чересчур тихая работа аппарата.
Снижение скорости всасывания изделия может говорить о выходе из строя подшипников. Главным признаком данной неисправности служит периодическое восстановление обычного функционирования прибора.
Причиной того, что устройство не включается, может служить обычный перелом шнура. Сначала шнур перестаёт сматываться и нормально выходить, а после его становится невозможным зафиксировать и достать, что со временем приводит к его перелому.
Процесс разборки и ремонт пылесоса
Перед разборкой аппарата подготовьте необходимые инструменты и расходники:
- набор отвёрток (обычно достаточно двух крестовых отвёрток для шурупов разного размера и двух плоских);
- плоскогубцы либо кусачки;
- пинцет;
- торцовый гаечный ключ на 12 миллиметров;
- слесарные тиски;
- круглый напильник;
- ножовка по металлу;
- пара деревянных брусочков (примерно 1×4 сантиметра);
- смазка.
После подготовительного этапа переходим к непосредственной разборке прибора. Разбирать необходимо в строгой последовательности:
- Первым делом нужно снять уплотнительную решётку, находящуюся под крышкой отделения пылесборника. Закрепляется крышка при помощи пары винтов, либо других резьбовых соединений. Выкручиваются винты посредством отвёртки с нужным сечением, по часовой стрелке.
- Далее отсоединяется блок управления и крышка пылесборника.
- Исходя из конструктивных особенностей и модели пылесоса, пылесборник либо просто вытаскивается, либо откручивается. Под ним расположена система сбора мусора, где корпус соединён с мотором.
- Чтобы попасть к мотору, нужно отделить корпус изделия от основания. В ряде моделей это делается при помощи выкручивания потайного винтика, скрытого в ручке.
- Мотор защищён специальной прокладкой из ткани, которая крепится на входе шланга. Данную прокладку нужно снимать и прочищать, а при необходимости её следует заменить.
- На следующем этапе с двигателя снимаются провода, которые подают питание. Для этого необходимо сначала открутить винтовые зажимы.
- В независимости от бренда аппарата, первым делом следует проверить подшипники, поскольку эта делать отвечать за нормальное функционирование мотора. Первичные признаки износа подшипниковой пары — неровности и трещинки — служат сигналом к замене деталей. Вместе с тем, нужно проверить целостность щётки и якоря двигателя. Если детали в нормальном состоянии, то промажьте их маслом. Пинцетом нужно вынуть пыльник, прочистить его и также смазать для профилактики.
- Теперь переходим непосредственно к мотору. Для этого сначала нужно снять кожух при помощи прямой отвёртки. Кожух прилегает к мотору достаточно плотно, поэтому необходимо немного постучать по нему, чтобы кожух отсоединился. Однако важно рассчитывать силы, иначе можно нарушить целостность компонента.
- После снятия кожуха появляется доступ к крыльчатке, закреплённой посредством встроенных гаек. Гайки крепятся при помощи клея, поэтому вам понадобится растворитель.
- Под крыльчаткой имеется четыре шурупа, с помощью которых крепится сам двигатель. Их можно просто открутить один за другим.
- При появлении свободного доступа к мотору, переходим к проверке его работоспособности. Если выявлены некоторые нарушения, то неполадки по мере возможности устраняются самостоятельно, элементы, вышедшие из строя, заменяются.
- Сборка устройства производится в обратном порядке.
Все извлекаемые компоненты и корпус нужно хорошо прочищать и протирать тряпочкой от пыли.
Пошаговая инструкция по разборке двигателя
Теперь рассмотрим отдельно более подробно разбор самого двигателя:
- С помощью отвёртки откручиваются два болта сбоку, которые находятся в верхней части корпуса.
- Далее корпус нужно чуть повернуть и посмотреть на двигатель. Присмотревшись внимательно, можно увидеть, что вытащить его мешает катушка. Поэтому, необходимо осторожно освободить мотор от проводов и отсоединить разъёмы. Катушка, при этом, должна остаться на месте.
- После извлечения двигателя из корпуса произведите тщательную чистку.
- Далее снимается уплотняющая резинка посредством откручивания боковых болтов.
- С помощью отвёртки нужно разъединить две половинки корпуса мотора и вынуть мотор из кожуха (этот момент был описан выше в общих положениях по разборке прибора).
- В верхней части мотора имеются завальцовки, которые следует выгнуть в другую сторону. Две половины нужно разъединить и освободить турбину от корпуса.
- С помощью торцевой головки на 12 миллиметров надо открутить болт. Статор следует заклинить заранее подготовленными брусочками из дерева, придерживая конструкцию.
- Турбина снимается, после чего снимается шайбочка и откручиваются болты.
- В нижней части находится четыре винта, которые также откручиваются.
- Затем снимаются щётки, выбивается якорь. Гаечный ключ вставляем в отверстие и стучим молотком по нему. После этого мотор будет легко извлечён и готов к проверке.
Когда лучше обратиться за помощью к мастеру
Устранив неисправность изделия самостоятельно, вы сможете значительно сэкономить свои деньги. Однако, не всякую поломку можно устранить своими руками, есть ряд случаев, когда просто необходимо обратиться за помощью специалиста.
Признаками серьёзной поломки пылесоса являются:
- Посторонний шум, гул, вибрация, хлопки, искры.
- Перегрев при недлительной эксплуатации.
- Запах сгоревших проводов.
- Самостоятельное резкое выключение аппарата.
Если вы обнаружили один из этих признаков, отключите изделие, отсоедините шнур от электросети и по возможности обратитесь к мастеру.
Кроме этого стоит помнить, что разборка прибора требует опыта проведения подобных мероприятий. Если вы не имеете данного опыта вообще, то лучше будет сразу обратиться за квалифицированной помощью в центр сервисного обслуживания.